Подвижные шахматы

Педагогический работник Сурина Лариса Алексеевна.
Педагогический работник
Сурина Лариса Алексеевна

1.Вводное занятие. Знакомство

Теория. Знакомство с детьми, кабинетом шахмат. Правила поведения на занятиях, правила ТБ. Знакомство с историей возникновения шахмат. Знакомство с шахматным королевством, сказочным персонажем девочкой Аленкой, которая будет помогать детям постигать азы шахматной игры. (методические рекомендации к программе «Феникс» шахматы для дошкольников).

 Входная диагностика. Выявление уровня знаний

Теория. Опрос: «Что такое шахматы?», «Играете ли вы дома в шахматы?», «Какие шахматные фигуры ты знаешь?»

Форма контроля. Беседа, опрос.

2. Шахматная доска

Теория. Шахматная доска. Белые и черные поля.

3. Прямые линии. Горизонталь, вертикаль, диагональ.

4. Знакомство с шахматной доской.

Центр шахматной доски. Понятие «шахматная доска», «шахматное поле», «партнеры». Расположение доски между партнерами. Разновидности досок. Центр доски. Количество полей в центре.

Практика. Игровые упражнения в подвижных играх; Дидактические игры и игровые задания.  

«Горизонталь»: двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.)

«Вертикаль»: то же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ»: то же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

«Составь доску»: составление из квадратиков шахматной доски.

В тетради в крупную клетку раскрасить шахматные «дорожки»

Работа с раздаточным материалом:

Раздаточный материал: карточки к занятиям (раздаточный материал программа «Феникс» шахматы для дошкольников)

Обсуждение с показом. Заполнение раздаточного материала.

При заполнении раздаточного материала обратить внимание на личностные особенности пространственного восприятия. Помогая ребёнку правильно выполнить задание, указывать на середину доски (понятия «центр» и «угловые клеточки»). Отметить нестандартные решения деления доски. В ходе дискуссии отметить счетные навыки. Обсудить понятие равенства белых и чёрных клеток. Следует обратить внимание на то, что одно из заданий имеет много правильных вариантов решений. 

Модуль 2. «Шахматные фигуры. Ходы и взятие фигур» (23 часа)

1.«Шахматные фигуры»

Теория. Знакомство с шахматными фигурами, сравнение фигур.Пешка, конь, слон, ладья, ферзь, король.

Чтение и инсценировка дидактической сказки «Шахматный теремок».

Белые фигуры. Черные фигуры.

(методические рекомендации к программе «Феникс» шахматы для дошкольников)

Практика. Игровые упражнения в подвижных играх; Дидактические игры и игровые задания.

«Волшебный мешочек»: в мешочке прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.

«Угадай-ка»: педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

Раздаточный материал: карточки к занятиям (раздаточный материал программа «Феникс» шахматы для дошкольников)

Форма контроля. Игры – задания, художественное творчество.

2.Ходы и взятие фигур

Шахматная фигура «Пешка»

Теория. Знакомство с шахматной фигурой «Пешка», местом пешки в

начальном положении, ходом пешки, взятием; познакомить с правилом

«взятие на проходе», с понятием «превращение пешки».

Практика. Дидактические игры «Цепочка», «Атака неприятельской фигуры»,

«Двойной удар», разыгрывание шахматных позиций парами за шахматной доской.

Раздаточный материал: карточки к занятиям (раздаточный материал программа «Феникс» шахматы для дошкольников)

Форма контроля. Игры – задания, художественное творчество, беседа, опрос.

Шахматная фигура «Ладья»

Теория. Знакомство с шахматной фигурой «Ладья», с новым понятие «ход фигуры». Дидактические игры «Цепочка», «Самая короткая дорожка», «Лабиринт»

Практика. Упражнения на определения хода ладьи, работа с шахматными диаграммами.

Форма контроля. Игры – задания, художественное творчество, беседа, опрос.

Шахматная фигура «Слон»

Теория. Знакомство с шахматной фигурой «Слон», местом слона в начальном положении, понятием «белопольные и чернопольные слоны», ходом слона; показать, как слон выполняет взятие.

Практика. Показать все возможные варианты ходов слона; дидактические игры «Цепочка», «Самая короткая дорожка», «Лабиринт»; игра – задание «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Разыгрывание позиций» работа с шахматными диаграммами.

Раздаточный материал: карточки к занятиям (раздаточный материал программа «Феникс» шахматы для дошкольников)

Форма контроля. Беседа, игры – задания, художественное творчество.

Шахматная фигура «Ферзь»

Теория. Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении, ходом ферзя, с правилами взятия ферзя; учить делать ходы поочерёдно.

Практика. Показать все возможные варианты ходов ферзя; дидактические игры «Цепочка», «Самая короткая дорожка»; игра парами за шахматной доской; игра – задание «Разыгрывание позиций»

Раздаточный материал: карточки к занятиям (раздаточный материал программа «Феникс» шахматы для дошкольников)

Форма контроля. Игры – задания, художественное творчество, индивидуальные задания.

Шахматная фигура «Конь»

Теория. Знакомство с шахматной фигурой «Конь», местом коня в начальном положении, ходом коня, с правилами взятия коня; научить правильно взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий.

Практика. игра – задание «Атака неприятельской фигуры», «Взятие», «Защити свою фигуру», «Выиграй фигуру»

Раздаточный материал: карточки к занятиям (раздаточный материал программа «Феникс» шахматы для дошкольников)

Форма контроля. Игры – задания на отработку стандартных манёвров коня, художественное творчество, индивидуальные задания.

Шахматная фигура «Король»

Теория. Знакомство с шахматной фигурой «Король», местом короля в начальном положении, ходом короля, взятием; дать понятие «контролируемое поле».

Практика. Упражнять в перемещении короля на то или иное поле, называя это поле, использую шахматную нотацию; дидактические игры «Цепочка», «Самая короткая дорожка».

Раздаточный материал: карточки к занятиям (раздаточный материал программа «Феникс» шахматы для дошкольников)

Форма контроля. Блиц – опрос, художественное творчество.

Модуль 3. «Шах и мат» (9 часов)

Ценность шахматных фигур

Ценность шахматных фигур (П-1, К=3, С = 3, Л = 5, Ф = 9, Король бесценная фигура).

«Шах»

Теория. Познакомить с понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха; показать позиции в которых поставлен шах, сравнить с позициями, в которых шаха нет.

Практика. На демонстрационной доске рассмотреть три варианта защиты от шаха; игры – задания на сообразительность.

Раздаточный материал: карточки к занятиям (раздаточный материал программа «Феникс» шахматы для дошкольников)

Форма контроля. Игры – задания, художественное творчество, беседа, опрос. Опрос, индивидуальные задания.

 «Мат в один ход»

Теория. Знакомство с новым понятием «мат в один ход»; учить определять среди остальных фигур в шахматной позиции ту, которая объявляет мат в один ход неприятельскому королю.

Практика. Практические задания (на шахматной доске, на шахматной

диаграмме) для упражнения в постановке мата в один ход.

Раздаточный материал: карточки к занятиям (раздаточный материал программа «Феникс» шахматы для дошкольников)

Форма контроля. Опрос, игровая практика, индивидуальные задания.

Шах и мат

Практика. Находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет.

Раздаточный материал: карточки к занятиям (раздаточный материал программа «Феникс» шахматы для дошкольников)

Форма контроля.  индивидуальные задания.

Итоговая аттестация Выполнение тестовых заданий.

Программа занятий

  • Модуль 1. - Шахматы «Первые шаги»
  • Модуль 2. - «Шахматные фигуры, ходы и взятие фигур»
  • Модуль 3. «Шах и мат»
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie