Подвижные шахматы
1.Вводное занятие. Знакомство
Теория. Знакомство с детьми, кабинетом шахмат. Правила поведения на занятиях, правила ТБ. Знакомство с историей возникновения шахмат. Знакомство с шахматным королевством, сказочным персонажем девочкой Аленкой, которая будет помогать детям постигать азы шахматной игры. (методические рекомендации к программе «Феникс» шахматы для дошкольников).
Входная диагностика. Выявление уровня знаний
Теория. Опрос: «Что такое шахматы?», «Играете ли вы дома в шахматы?», «Какие шахматные фигуры ты знаешь?»
Форма контроля. Беседа, опрос.
2. Шахматная доска
Теория. Шахматная доска. Белые и черные поля.
3. Прямые линии. Горизонталь, вертикаль, диагональ.
4. Знакомство с шахматной доской.
Центр шахматной доски. Понятие «шахматная доска», «шахматное поле», «партнеры». Расположение доски между партнерами. Разновидности досок. Центр доски. Количество полей в центре.
Практика. Игровые упражнения в подвижных играх; Дидактические игры и игровые задания.
«Горизонталь»: двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.)
«Вертикаль»: то же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
«Диагональ»: то же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
«Составь доску»: составление из квадратиков шахматной доски.
В тетради в крупную клетку раскрасить шахматные «дорожки»
Работа с раздаточным материалом:
Раздаточный материал: карточки к занятиям (раздаточный материал программа «Феникс» шахматы для дошкольников)
Обсуждение с показом. Заполнение раздаточного материала.
При заполнении раздаточного материала обратить внимание на личностные особенности пространственного восприятия. Помогая ребёнку правильно выполнить задание, указывать на середину доски (понятия «центр» и «угловые клеточки»). Отметить нестандартные решения деления доски. В ходе дискуссии отметить счетные навыки. Обсудить понятие равенства белых и чёрных клеток. Следует обратить внимание на то, что одно из заданий имеет много правильных вариантов решений.
Модуль 2. «Шахматные фигуры. Ходы и взятие фигур» (23 часа)
1.«Шахматные фигуры»
Теория. Знакомство с шахматными фигурами, сравнение фигур.Пешка, конь, слон, ладья, ферзь, король.
Чтение и инсценировка дидактической сказки «Шахматный теремок».
Белые фигуры. Черные фигуры.
(методические рекомендации к программе «Феникс» шахматы для дошкольников)
Практика. Игровые упражнения в подвижных играх; Дидактические игры и игровые задания.
«Волшебный мешочек»: в мешочке прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.
«Угадай-ка»: педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
Раздаточный материал: карточки к занятиям (раздаточный материал программа «Феникс» шахматы для дошкольников)
Форма контроля. Игры – задания, художественное творчество.
2.Ходы и взятие фигур
Шахматная фигура «Пешка»
Теория. Знакомство с шахматной фигурой «Пешка», местом пешки в
начальном положении, ходом пешки, взятием; познакомить с правилом
«взятие на проходе», с понятием «превращение пешки».
Практика. Дидактические игры «Цепочка», «Атака неприятельской фигуры»,
«Двойной удар», разыгрывание шахматных позиций парами за шахматной доской.
Раздаточный материал: карточки к занятиям (раздаточный материал программа «Феникс» шахматы для дошкольников)
Форма контроля. Игры – задания, художественное творчество, беседа, опрос.
Шахматная фигура «Ладья»
Теория. Знакомство с шахматной фигурой «Ладья», с новым понятие «ход фигуры». Дидактические игры «Цепочка», «Самая короткая дорожка», «Лабиринт»
Практика. Упражнения на определения хода ладьи, работа с шахматными диаграммами.
Форма контроля. Игры – задания, художественное творчество, беседа, опрос.
Шахматная фигура «Слон»
Теория. Знакомство с шахматной фигурой «Слон», местом слона в начальном положении, понятием «белопольные и чернопольные слоны», ходом слона; показать, как слон выполняет взятие.
Практика. Показать все возможные варианты ходов слона; дидактические игры «Цепочка», «Самая короткая дорожка», «Лабиринт»; игра – задание «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Разыгрывание позиций» работа с шахматными диаграммами.
Раздаточный материал: карточки к занятиям (раздаточный материал программа «Феникс» шахматы для дошкольников)
Форма контроля. Беседа, игры – задания, художественное творчество.
Шахматная фигура «Ферзь»
Теория. Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении, ходом ферзя, с правилами взятия ферзя; учить делать ходы поочерёдно.
Практика. Показать все возможные варианты ходов ферзя; дидактические игры «Цепочка», «Самая короткая дорожка»; игра парами за шахматной доской; игра – задание «Разыгрывание позиций»
Раздаточный материал: карточки к занятиям (раздаточный материал программа «Феникс» шахматы для дошкольников)
Форма контроля. Игры – задания, художественное творчество, индивидуальные задания.
Шахматная фигура «Конь»
Теория. Знакомство с шахматной фигурой «Конь», местом коня в начальном положении, ходом коня, с правилами взятия коня; научить правильно взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий.
Практика. игра – задание «Атака неприятельской фигуры», «Взятие», «Защити свою фигуру», «Выиграй фигуру»
Раздаточный материал: карточки к занятиям (раздаточный материал программа «Феникс» шахматы для дошкольников)
Форма контроля. Игры – задания на отработку стандартных манёвров коня, художественное творчество, индивидуальные задания.
Шахматная фигура «Король»
Теория. Знакомство с шахматной фигурой «Король», местом короля в начальном положении, ходом короля, взятием; дать понятие «контролируемое поле».
Практика. Упражнять в перемещении короля на то или иное поле, называя это поле, использую шахматную нотацию; дидактические игры «Цепочка», «Самая короткая дорожка».
Раздаточный материал: карточки к занятиям (раздаточный материал программа «Феникс» шахматы для дошкольников)
Форма контроля. Блиц – опрос, художественное творчество.
Модуль 3. «Шах и мат» (9 часов)
Ценность шахматных фигур
Ценность шахматных фигур (П-1, К=3, С = 3, Л = 5, Ф = 9, Король бесценная фигура).
«Шах»
Теория. Познакомить с понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха; показать позиции в которых поставлен шах, сравнить с позициями, в которых шаха нет.
Практика. На демонстрационной доске рассмотреть три варианта защиты от шаха; игры – задания на сообразительность.
Раздаточный материал: карточки к занятиям (раздаточный материал программа «Феникс» шахматы для дошкольников)
Форма контроля. Игры – задания, художественное творчество, беседа, опрос. Опрос, индивидуальные задания.
«Мат в один ход»
Теория. Знакомство с новым понятием «мат в один ход»; учить определять среди остальных фигур в шахматной позиции ту, которая объявляет мат в один ход неприятельскому королю.
Практика. Практические задания (на шахматной доске, на шахматной
диаграмме) для упражнения в постановке мата в один ход.
Раздаточный материал: карточки к занятиям (раздаточный материал программа «Феникс» шахматы для дошкольников)
Форма контроля. Опрос, игровая практика, индивидуальные задания.
Шах и мат
Практика. Находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет.
Раздаточный материал: карточки к занятиям (раздаточный материал программа «Феникс» шахматы для дошкольников)
Форма контроля. индивидуальные задания.
Итоговая аттестация Выполнение тестовых заданий.
Программа занятий
- Модуль 1. - Шахматы «Первые шаги»
- Модуль 2. - «Шахматные фигуры, ходы и взятие фигур»
- Модуль 3. «Шах и мат»
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника